Добро пожаловать! Гость Регистрация

+7 (495) 665 29 02

Международные сертификаты на право управления яхтами и катерами за рубежом.

Международные сертификаты на право управления яхтами и катерами за рубежом.

28 ноября 2015 Обзоры комментария

Судя по всему, получение международного документа на право управления прогулочныи судами занимает одно из основных мест в умах российских любителей отдыха на воде. Подготовке шкиперов моторных и парусных судов – самому прямому пути к штурвалу океанской яхты – посвящена масса статей, сайтов в Интернете, эту тему наиболее горячо обсуждают на яхтенных форумах. Среди правдивой и адекватной информации часто проскакивают различные домыслы и суждения, которые запутывают неискушенного читателя, ищущего правды.


Чего только не узнаешь из сообщений доброжелательных посетителей сети: подготовка ведется только по отдельным, признанным в мире системам, сертификаты, должны выдаваться только в признанных ими школах, иначе придется провести отпуск на берегу или с наемным капитаном, ехать учиться нужно за границу в иностранные школы, пренебрегая трудностями понимания языка, иначе не видать заветного международного сертификата. Другие и вовсе утверждают, что никакие документы для управления прогулочным судном не нужны. Чтобы один раз и навсегда установить истину, обратимся к неопровержимым источникам - документам.

Комитет по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии в 1998 году принял Резолюцию № 40 «Международное удостоверение на право управления прогулочным судном»

Резолюция касается тех, кто собирается плавать в иностранных водах. Международное свидетельство выдает государством своим гражданам или постоянно проживающим резидентам. Государство назначает орган, ответственный за выдачу таких документов, который, как правило, передает это право школам, работающим под эгидой соответствующих ассоциаций.

Британская Королевская яхтенная ассоциация на странице своего сайта (http://www.rya.org.uk/KnowledgeBase/boatingabroad/icc/ICC.htm) сообщает, что резолюция ей полностью принята и теперь, прежде, чем отправиться в плавание за рубеж жителям Великобритании и резидентам рекомендуется прежде получить международный сертификат.

Каковы требования к кандидатам?

Требования к кандидатам на управление прогулочным судном перечислены в Приложении №1 резолюции №40

1. Кандидат на получение международного удостоверения должен отвечать следующим требованиям:
а) быть не моложе 16 лет;
b) быть физически и психически пригодным для управления прогулочным судном и, в частности, должен иметь достаточные для этого зрение и слух;
с) успешно сдать экзамен, подтверждающий наличие необходимых навыков для управления прогулочным судном.

2. Кандидат должен подтвердить в ходе экзамена, что он:
а) обладает достаточными знаниями правил, касающихся управления прогулочным судном, и навигационными и техническими знаниями, требуемыми для безопасного плавания по внутренним водным путям и/или в прибрежных водах, и
b) умеет применять эти знания на практике.

3. Этот экзамен должен проводиться в отношении зон плавания (т.е. внутренние водные пути и/или прибрежные воды) и должен включать, по крайней мере, следующие конкретные аспекты:

3.1 достаточные знания соответствующих правил и документов по навигации: правила судоходства, применяющиеся на внутренних водных путях, в частности ЕПСВВП (Европейские правила судоходства по внутренним водным путям), и/или в прибрежных водах, в частности Правила по предупреждению столкновения судов в море, включая средства навигационного оборудования (знаки судоходной обстановки);

3.2 умение применять навигационные и технические знания на практике:
а) общее знание судна, использование и наличие на борту средств обеспечения безопасности и обслуживание двигателя/парусов,
b) управление судном и учет воздействия ветра, течения, их взаимодействие и минимальная глубина под килем,
с) управление при встречном плавании и обгоне других судов,
d) постановка на якорь и швартовка в любых условиях,
е) маневрирование в шлюзах и портах,
f) общее знание погодных условий,
g) общее знание навигации, в частности определение положения судна и выбор безопасного курса;

3.3 управление в особых условиях:
а) принципы предотвращения аварий (например, маневр по спасению человека за бортом),
b) действия в случае столкновений, выхода двигателя из строя и посадки на мель, включая устранение течи, помощь в чрезвычайных обстоятельствах,
с) пользование спасательными приспособлениями и оборудованием,
d) предотвращение и тушение пожаров,
e) предотвращение загрязнения водных путей.


Как обстоит дело в нашей стране?

Российская яхтенная ассоциация при заработке программы подготовки работала в тесном контакте с Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. К счастью ее председателем оказался наш соотечественник господин Новиков В.В. Вот, что он говорит в своем письме: «Резолюция №40 касается тех, кто собирается плавать в иностранных водах, для того. Международное свидетельство по примеру автомобильных международных прав выдаются государством, гражданином которого или постоянно проживающим является кандидат на получение такого свидетельства. То есть Российская Яхтенная Ассоциация должна быть уполномочены своим правительством на выдачу международных свидетельств рулевым, намеревающимся плавать за рубежом. Что касается подготовки и получения национальных свидетельств, этого резолюция не касается. Разговор идет о том, чтобы не испортить людям праздник, когда они попадают в чужие воды. Ко мне часто обращаются то саудовцы, то австралийцы или американцы с просьбой как получить международное свидетельство, но их правительства не приняли и скорее не знают о ней», - ответил господин Новиков: «Я говорю им обычно, что нужно лоббировать ее через соответствующие ассоциации».

Российская Яхтенная Ассоциация разработала правовые нормы перехода на выдачу сертификатов ICC гражданам России и провела конференцию «Международное удостоверение на право управления прогулочным судном», целью которой было внести ясность в вопрос подготовки и сертификации российских экипажей прогулочных судов для плавания за рубежом. В работе конференции приняли участие уполномоченные правительством Российской Федерации органы, руководители школ, курсов, представители общественных организаций, любители и профессионалы яхтинга. В рамках конференции на заседании рабочей группы была принята резолюция №1, текст которой приведен ниже:

Резолюция № 1 (принята рабочей группой конференции «Международное удостоверение на право управления прогулочным судном» 14 апреля 2006 года)

1. отмечая неэффективность мер, которые были приняты правительством России и уполномоченными органами в целях регулирования выдачи документов на право управления прогулочными судами, включая чартерные суда без команды, отправляющиеся в заграничное плавание считая, что необходимо решить вопрос подготовки граждан России, которые несут ответственность за управление прогулочными судами за рубежом, путем принятия европейского документа; принять за основу Резолюцию № 40 Европейской Экономической комиссии «Международное удостоверение на право управления прогулочным судном», определяющей требования выдачи международного удостоверения на право управления прогулочным судном принять требования, касающиеся выдачи международного удостоверения на право управления прогулочным судном граждан России, перечисленные в Приложении 1 принять форму международного удостоверения в формате, указанном в Приложении 2.

2. Рекомендовать школам и курсы, производящим подготовку на право получения международного удостоверения на право управления прогулочным судном соблюдать следующие требования: иметь государственную регистрацию в качестве образовательного учреждения материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, а именно, учебные суда, причалы и акватории, соответствующие уровню подготовки, утвержденные программы и учебные планы, соответствующие требованиям, перечисленным в Резолюции обеспечивать специальной литературой, задачниками, учебными картами и программами производить обучение на русском языке или обеспечивать переводом, если используются другие языки иметь штат инструкторов, имеющих соответствующую подготовку в яхтинге (в соответствии с международной практикой, не рекомендуется привлекать в качестве инструкторов членов экипажей коммерческих и военных судов, не имеющих практики на прогулочных яхтах) гарантировать, что документы на право управления выдаются только в том случае, если кандидат доказал, что требования, перечисленные в Резолюции соблюдены.

3. Просит Правительство Российской Федерации и уполномоченные органы принять во внимание данную резолюцию при разработке соответствующих документов.

4. Настаивает на прекращении деятельности курсов, школ и других образовательных и уполномоченных органов, не соблюдающих данную резолюцию Убедительно просит средства массовой информации учитывать решения данной резолюции при подготовке публикаций и рекламных материалов о деятельности курсов, школ и других образовательных и уполномоченных органов, деятельность которых не соответствует Российскому законодательству и нарушает данную резолюцию. Текст Резолюции №1 опубликован на http://rya.ru/index.php?menuid=126. Резолюция была передана на рассмотрение в Государственную Думу и Правительство РФ.

Что же делать, пока вопрос о подготовке рулевых для плавания за рубежом решается в государственных органах? Российская Яхтенная Ассоциация, объединяющая более 800 яхтсменов приняла за основу Резолюции №40 и Резолюцию №1. Ассоциация проводит лицензирование школ на право выдачи международных удостоверений по соответствию правил, указанных в этих Резолюциях.

Например, школа НОУ «Капитан» получила лицензию на право подготовки шкиперов для управления парусными и моторными судами длиной до 24-х метров в прибрежных и внутренних водах ЕС. Школа официально зарегистрирована как негосударственное образовательное учреждение, имеет современные учебные парусно-моторные суда «Jeanneau 32» на причалах школы высшего спортивного мастерства по парусным видам спорта, на берегу подмосковного Кляьминского водохранилища. Теоретические экзамены проводятся в компьютерных классах. Школой выпущены иллюстрированные пособия для шкиперов парусных и моторных яхт, сборники навигационных задач и тестов, и другая литература для очного и дистанционного обучения. Морская практика проводится на яхтах и катамаранах более 14 метров на Средиземном море с русскоговорящими инструкторами. Занятия проводят шкиперы – инструкторы высокой квалификации. Школа проводит ралли и регаты, участвует в выставках, имеет Интернет-порал www.CaptainPolo.ru.

Школа «Капитан» аккредитована Государственной Инспекцией по Маломерным Судам МЧС, организацией, уполномоченной правительством РФ на выдачу удостоверений для управления маломерными и прогулочными судами.

Что касается домыслов и советов «доброжелателей», советующих идти учиться по «признанные в мире системам», то рассмотрим две наиболее цитируемые из них RYA и IYT. RYA – Британская Королевская Яхтенная Ассоциация полностью поддержала резолюцию №40 и рекомендует своим гражданам, прежде чем отправится в плавание за рубеж пройти подготовку по программе ICC. На странице http://www.rya.org.uk/KnowledgeBase/boatingabroad/... дано описание категорий подготовки по программе ICC. На странице http://www.rya.org.uk/NR/rdonlyres/C83802A2-2031-4... дана форма бланка для получения ICC, где в пункте 1 говорится, что получение международного свидетельства возможно только для жителей Великобритании и резидентов. Следовательно, сертификат ICC россияне здесь получить не могут. Школы Великобритании, которые принимают на курсы иностранцев выдают некие справки без печати и фотографий, но документами они не являются.

Под флагом Американской IYT работают несколько курсов. Здесь выдаются сертификаты с фотографиями и печатями. Руководители курсов утверждают, что с этими сертификатами можно ходить по странам Европы. Однако, чтобы разобраться в этом заглянем на страницу портала http://www.yachtmaster.com/become_modules_overview... Чтобы не было разночтений, даем текст на английском языке.

International Certificate of Competence (ICC) Module 13 Currently available in UK and Ireland only, other European ICC's to be available in the future.

The ICC is now required for operators of most vessels on both inland and coastal waters in a large part of the EC. Currently International Certificates of Competence can only be issued to UK or Irish nationals or those who have a UK or Irish residential address. Международный сертификат ICC модуль 13 (имеется в виду номер курса 13).

В настоящее время возможен только в Англии и Ирландии, для других стран Европы ICC возможно будет в будущем. ICC требуется для управления большинством судов как во внутренних, так и прибрежных водах в большинстве стран Европейского Союза. В настоящее время International Certificates of Competence может получить только жители Великобритании или Ирландии или проживающие там резиденты.

Следовательно, с дипломом IYT можно ходить только по Америке, курсы, которые выдают их за международные сертификаты, мягко говоря, вводят в заблуждение. Мы задали вопрос относительно подготовки в IYT господину Новикову В.В. и вот, что он ответил: «На повестку дня ЕЭК ООН встает вопрос об условиях признания Международных свидетельств на право управления прогулочными судами. Ваши коллеги из Бельгии встревожены тем, что выдача свидетельств производится мошенническими несуществующими организациями, неуполномоченными на то правительством. Как распознать, что свидетельство действительно выдано уполномоченным органом на базе резолюции ЕЭК ООН №40? Этим видимо займется ЕЭК ООН в ближайшем будущем». (из переписки Российской Яхтенной Ассоциации с руководителем Комитета по внутреннему водному транспорту ЕЭК ООН).

Сегодня программа подготовки по ICC работает в России Подготовлено более 800 яхтсменов. Теоретическое обучение ведется по современным программам с использованием прекрасных, иллюстрированных учебников и задачников, экзамены проходят в компьютерных классах.

Российская Яхтенная Ассоциация призывает проходить подготовку в сертифицированных школах, получать навыки, знания и признаваемые за рубежом сертификаты.

Источник: http://www.allyachts.ru/Article.asp?ID_Arcticle=36...